Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ СОШ №3
Созданная в школе программа "Одарённые дети" предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в сентябре 2022 года в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) "Эрудит".
Документы:
- ПЛАН РАБОТЫ ноу НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.pdf
- ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ №3.pdf
О научном обществе учащихся
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Главная цель НОУ "Эрудит" – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы.
И, конечно же, немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка.
Задачи НОУ "Эрудит":
- развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
- повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.
НОУ «Эрудит» работает по двум направлениям:
- естественно-научное
-гуманитарное
При работе с одарёнными детьми соблюдаются следующие принципы:
1. применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.
Работа в НОУ "Эрудит" ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, исследуют задачи для поступающих в ВУЗы. Некоторые учащиеся одновременно осуществляют работу в разных секциях.
Работа в НОУ "Эрудит" ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, исследуют задачи для поступающих в ВУЗы. Некоторые учащиеся одновременно осуществляют работу в разных секциях.
Для того чтобы творческая и исследовательская работа была плодотворной очень важно создать для ребёнка максимальный душевный комфорт. Мы предлагаем вам следующие приёмы создания душевного комфорта в процессе воспитания юного исследователя:
- Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни
- Чаще "включать внутреннее свечение"
- Рефлексия и релаксация
- Создание "своего" уголка, где хорошо
- Поездки, путешествия, экскурсии…
- Слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, пение…
- Танцы, ритмические движения, игры
- Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…
- Различные закаливающие процедуры
- Решение интеллектуальных задач
- Занятия полезной деятельностью и своим хобби
- Создание дневниковых записей, писем, стихов, рассказов (с анализом ситуации)…
Но одного душевного комфорта и желания ребёнка мало, необходимо, чтобы и сам педагог был готов к ведению исследовательской деятельности.
О готовности к такой работе свидетельствуют:
- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
- Профессиональная компетентность
- Умение найти подход к нестандартным детям
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
- Знание возрастной психологии
Как и в любой работе, качество исследовательской деятельности учеников измеряется по своим показателям:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
И, конечно же, самым главным показателем являются победы в конкурсах, конференциях различных уровней. Так, например, по результатам исследовательской деятельности в минувшем учебном году ученица 11 класса Шульженко Елена заняла 2 место в краевом интеллектуальном мероприятии «Слет юных экологов и школьных лесничеств»
14 апреля 2023 года была проведена школьная научно-практическая конференция. В конференции приняли участие ученики НОУ.
Работа в НОУ "Эрудит" имеет для учащихся школы огромное практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы:
- у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
- они могут представить работы для участия в районных, краевых и бщероссийских конференциях и конкурсах,
- ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью "возвращаться" в детство. "Духоподъемное" качество педагога является залогом пробуждения в ребёнке интереса к исследованию.