ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МАОУ СОШ № 3 им. И.К. Серикова
Курганинского района
352430, Краснодарский край, г. Курганинск, ул. Д.Бедного, 313
8(6147) 3-17-70
school3kurganinsk@mail.ru

МАОУ СОШ № 3 им. И.К. Серикова

Курганинского района
МЕНЮ

Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

PDFПриказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края

PDFПисьмо  МОНиМП КК «О проведении тематических недель по функциональной грамотности»  от  22.11.2021 Г. №47-01-13-26277/21

PDFПриказ об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

PDFПисьмо Министерства просвещения об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

PDFПисьмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

PDFПисьмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

PDFПисьмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

PDFПисьмо О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях

PDFПисьмо РОН об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности

 

PDFПриказ № 2979 от 21.09.2021 Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО г. Краснодар

PDFПисьмо МинОбр Краснодарского края Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО

PDFПриказ № 1930 от 20.09.2021 Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО УО Курганинский район

PDFПриказ № 285 от  21 октября  2021 года Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ № 3 им.  И.К. Серикова

 

PDF План по формированию функциональной грамотности обучающихся

 

Список ссылок

  1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru
  2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 
  3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  4. Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОСОБИЮ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

PDFЧитательская грамотность

PDFЕстественнонаучная грамотность

PDFМатематическая грамотность

Академией Минпросвещения России выпущены учебно-дидактические пособия  по формированию  и оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности учеников средней школы и предшествующих ей этапов. Задания, представленные в сборниках, составлены на основе международных подходов к оценке качества образования. Для удобства учителя каждое задание сопровождается методическими комментариями, предполагаемыми ответами и критериями оценивания. Задания пособий можно использовать для работы с учащимися на уроках и во внеурочное время. Материалы пособия могут быть одним из элементов подготовки студентов педагогических специальностей и курсов повышения квалификации для учителей.
Ссылка для скачивания пособий:
https://apkpro.ru/functionalskills/

© 2024. МАОУ СОШ № 3 им. И.К. Серикова.