Что такое «функциональная грамотность» и чем она может быть полезна современным школьникам? Как она формируется в школе и в каких ситуациях применима? Почему чисто академических знаний уже недостаточно, чтобы быть успешным во взрослой жизни?

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

Приказ об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края

Письмо  МОНиМП КК «О проведении тематических недель по функциональной грамотности»  от  22.11.2021 Г. №47-01-13-26277/21

Приказ об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

Письмо Министерства просвещения об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях

Письмо РОН об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности

 

Приказ № 2979 от 21.09.2021 Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО г. Краснодар

Письмо МинОбр Краснодарского края Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО

Приказ № 1930 от 20.09.2021 Об организации работы по повышению ФГ обучающихся ОО УО Курганинский район

Приказ № 285 от  21 октября  2021 года Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МАОУ СОШ № 3 им.  И.К. Серикова

 

 План по формированию функциональной грамотности обучающихся

 

Список ссылок

  1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru
  2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 
  3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  4. Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОСОБИЮ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность

Академией Минпросвещения России выпущены учебно-дидактические пособия  по формированию  и оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности учеников средней школы и предшествующих ей этапов. Задания, представленные в сборниках, составлены на основе международных подходов к оценке качества образования. Для удобства учителя каждое задание сопровождается методическими комментариями, предполагаемыми ответами и критериями оценивания. Задания пособий можно использовать для работы с учащимися на уроках и во внеурочное время. Материалы пособия могут быть одним из элементов подготовки студентов педагогических специальностей и курсов повышения квалификации для учителей.
Ссылка для скачивания пособий:
https://apkpro.ru/functionalskills/